Главная » 2016 » Ноябрь » 25 » Учитель року - 2017 Цимбал Т.В.
17:02
Учитель року - 2017 Цимбал Т.В.

« Читаем свободно, легко, с удовольствием!»                Публикация учителя (статья)

 

«Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант читателя» 


                                           С.Я. Маршак

 В детстве, когда ребенок знакомится с миром, сказка может стать своеобразным проводником, который поможет чему-то научиться и определить свои взгляды на жизнь. Чтение сказок - любимое занятие всех детей. Следя за судьбами сказочных

персонажей, ребенок начинает разбираться в повседневных вещах. Из сказок он узнает о преданности, смелости, дружбе и человечности пусть даже и придуманных персонажей. Сказки - это универсальный детский язык.

Ребенок может представить себя героем, проживать его трудности, радоваться победе. Возможно потом, будучи взрослым, ему будет проще понять жизнь.

А еще сказки воспитывают. Мир порой несправедлив, в нем есть отчаяние, что-то может не получаться, но добро всегда побеждает зло, упорство поможет справиться с трудностями, что важно когда есть друзья и семья. Сказка дает ребенку надежду, веру в себя и свои возможности.

Сказки помогают понять себя. Человек не рождается с хорошими манерами. Их нужно развивать в себе. Герои подают пример ребенку, что следует делать, а чего не следует. Ведь у всех народов сказки учат уважать родителей и благодарить их за труды и заботы. Сказка – это чудо и  мудрость подаренные нам, это достояние, оставленное нам предками, и в наших силах использовать его для воспитания детей.

За годы своей работы, я поняла, что заставить ребенка читать невозможно. И тогда я начала поиск решения проблемы…

В классе появилась традиция. Каждую пятницу, на уроке чтения 15 минут мы совместно обсуждаем прочитанные самостоятельно произведения.

Такое общение дало сразу положительный результат! Слушая пересказы других, у детей появлялось желание тоже стать рассказчиком. И все большее количество детей становилось участниками. Я заметила, что особенно детям нравилось слушать рассказы об увлекательных и  волшебных превращениях. Ведь именно в этом возрасте идет накопление переживаний и чувств.  Поэтому что дети ищут в чтении занимательность и переживания. Их захватывают остросюжетные рассказы, а подвиги им кажутся нормой жизни. Я поняла, что для детей этого возраста нужны произведения, которые учат удивляться, переживать. И большая часть таких произведений - сказки.

Важным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр, праздников, соревнований и проектов.

Еще со своей школьной жизни помню, как моя первая учительница проводила конкурс по чтению и как я тогда увлеклась чтением. Я решила провести такую работу и в своем классе, добавив и изменив на свое усмотрение правила.

Со второго класса я начала предлагать детям самостоятельно прочесть то или иное литературное произведение. После прочтения, дети рассказывали о произведении, вели читательские дневники и каждый за это получал определенный знак. Я заметила, что ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги . Каждый ученик в классе имеет свою "именную корзинку достижений". Все успехи детей отражены в "Читательском саде". Победителям литературных игр и активным участникам творческих заданий вручаются грамоты и конечно книги. Сколько интересных произведений было открыто детьми и мной! Дети менялись домашней литературой, обменивались мнениями, книгами  и считали свои знаки. Это было настоящее соревнование. Но самое главное, что техника чтения улучшилась в 2-3 раза! " Читательский сад" растет вместе с ребенком от класса к классу. В конце  учебного года всегда определяются самые активные читатели года.

  • еще каждый ведет  дневник чтения, который постоянно заполняется, а
  • наблюдаю за его ведением. Рассматриваю, даю советы и помогаю подобрать для чтения произведение. Дети записывают название, автора, краткое содержание книги и рисуют сюжеты.

Чтобы еще больше увлечь детей чтением, мы вместе придумывали

викторины, ребусы, кроссворды, загадки. Потом  уже  и сами дети  с огромным

желанием стали пробовать свои силы в составлении игровых заданий для друзей, одноклассников.

В ходе  соревнований подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности детей, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.

Очень хороший результат дала и такая работа. Я предложила детям следующий конкурс. Дети по желанию разделились на команды, их у нас 4, по 5 человек в каждой. В школьной библиотеке я взяла 4 комплекта по 5 одинаковых книг: В.Осеевой, Б.Житкова,  В.Сутеева, А.Толстого, И.Франко, и.т.д. Каждая команда получила свой комплект книг и дети принялись за чтение, следующий комплект они получали только после того, как все дети команды прочитали книгу. И этот метод дал результат. В классе появлялись дети, которые увлеклись процессом чтения!!!

А еще я очень тесно сотрудничаю со школьным библиотекарем. Она проводит для детей библиотечные часы, тематические выставки книг, организовывает рейды проверок учебников и «Книжкину больницу».

Все это влияет на  повышение  читательского интереса. Известно, что вызвать интерес детей к чтению могут  только люди творческие, сами испытывающие  удовольствие  и радость от чтения книг. Когда учитель и библиотекарь - единомышленники, работают вместе, это даёт положительный результаты.

Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.

Я заметила, что очень важно, чтобы книги окружали детей, были доступны и видны. Я начала выкладывать книги на парте, на столе, разрешила приносить и меняться книжками. Я начала позволять детям в классе играть с книгами. И дети начинали их листать, а некоторые ученики увлеклись чтением.

А еще,  часто покупаю новые книги и приношу их в класс, где мы вместе можем их рассмотреть и обязательно прочитать! Стараюсь регулярно читать детям вслух — это способствуете созданию более тесных и доверительных отношений с учениками.

Очевидно, что семья является важным звеном, влияющим на развитие детского чтения. Именно в семье формируется характер  ребенка и отношение к чтению, книге. Успех детей напрямую зависит  от участия в решении этой задачи родителей. Детям нужна «читающая» среда, книжное окружение. Такое окружение должно  быть создано прежде всего в семье.

Я опросила родителей своих учеников. Выяснила, что большинство родителей стараются, чтобы их дети читали. Понимают, что они ответственны за чтение детей, хотят, чтобы дети были  читающими, стали образованными людьми.

Приведу несколько советов , которые я предложила на одном из родительских собраний:

  • читать детям вслух;
  • покупать детские книги;
  • дарить книги на праздники;
  • записать ребенка в библиотеку;
  • помогать выбирать книги для чтения;
  • не заставлять ребенка читать;
  • организовывать совместное чтение и обсуждение прочитанных книг;
  • создать в доме детскую библиотеку;
  • поощряйте детей за чтение;
  • создайте собственную игру по сказке из детских рисунков;
  • подписаться на газеты или журнал  для ребёнка с учётом его интересов.

На мой взгляд, что правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению приведет :

  • формированию устойчивого читательского интереса;
  • умению работать с книгой;
  • умению правильно анализировать и высказывать свое мнение.

Так возник проект  «В гости к зарубежным сказкам…»

 

 

      

 

 

 

Просмотров: 46 | Добавил: ЮлияАлександровна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar